Откуда есть пошла N-Gage или игры с телефонами
|
Одним из основных событий конца прошлого года на рынке мобильных игр стало оглашение планов Nokia по выходу на рынок мобильных игровых консолей.
![]() Надо сказать, что весь 2002 год, фирма Nokia представляла продукты сочетающие в себе как функции традиционного сотового телефона так и расширенные функции, позволяющие устанавливать дополнительное программное обеспечение, в частности игры и тем самым расширить сферу применения и использования данных устройств. В этом же году Nokia ввела в обиход понятие Series (серия) и объявила, что в последующем все ее продукты будут относится к какой-то определенной серии. Деление на серии было и до этого, но в 2002 году оно стало носить официальный характер и основной чертой нового деления стало совпадение основных параметров и возможностей аппаратов принадлежащих к той или другой серии (размеры аппарата, поддерживаемые функции, размер и цветность экрана, последнее в первую очередь). Nokia выделила четыре основных серии:
Как видно, деление на серии происходит по размеру экрана, так у начальной модели 3410 и Hi-End 8910i, он одинаков и они отнесены к одной серии. Еще одним революционным нововведением 2002 года стало повсеместная поддержка J2ME (варианта широко распространенного языка Javа для мобильных устройств). Все модели выпускавшиеся и анонсированные в 2002 году имели поддержку данной технологии. Унификация интерфейса и внедрение языка Java на своих сотовых телефонах позволила фирме Nokia создать благодатную среду для независимых разработчиков программного обеспечения, в первую очередь игр, ориентированных на продукцию финского концерна (свободно скачать средства разработки приложений для сотовых телефонов Nokia и влиться в ряды независимых разработчиков может каждый желающий на www.forum.nokia.com). В короткое время, фактически за вторую половину прошлого года, игровой контент для сотовых телефонов (в частности созданного самой Nokia, но, в силу открытости стандартов Java, и для других платформ поддерживающих его) в изобилии появился на Интернет-площадках, специализирующихся на продаже программного обеспечения, в частности для мобильных устройств (www.handango.com, www.my-communcator.com, и т. д.). Две серии сотовых телефонов, из тех, что бы ли перечислены выше, 60 и 80, основаны на операционной системе Symbian (www.symbian.com), и позволяют создавать не только программы на J2ME (для Series 80 также предусмотрена поддержка упрощенного варианта стандартной редакции Java, PersonalJava), но и, специально разработанных под данные модели, программы на языках С, С++, Assembler, что превращает сотовый телефон в подобие ПК в кармане и позволяет использовать аппарат с максимальной эффективностью. Традиционно, платформа Series 80 (это, например, Nokia 9210 Communicator) ориентирована на бизнес-сектор, имела более удобный для бизнес-приложений интерфейс (прежде всего, тут надо отметить наличие клавиатур) — но относительно невысокую производительность, что не ограничивало возможности использовать данный аппарат в игровых целях (хотя и существует достаточно большое количество игр для него, в том числе и нестареющий DOOM). ![]() С выходом на рынок в середине лета первой модели на базе Series 60 (Nokia 7650), ситуация кардинальным образом изменилась. Модель получилась очень удачной, быстрой, с простым дружественным интерфейсом, в течении трех месяцев было продано более 3 миллионов штук (для сравнения — общий объем продаж 9210 не превышает 0,5 млн.). Цена на новою модель оказалась не выше цен на hi-end модели "простых" сотовых телефонов, что также не могло не способствовать ее популярности. ![]() Почувствовав успешность своих начинаний, Nokia резонно предположила, что нужно закрепить успехи и предложить рынку больше устройств основанных на Series 60, при этом, ориентированных на различные сектора рынка. Так появилась ориентированная на молодежь модель 3650 (с поддержкой карт памяти ММС, что упростило хранение и воспроизведения мультимедиа-контента). Надо отметить что аппараты Series 60 поддерживают передачу информации по сети в режиме GPRS, т. н. 2.5G (промежуточный этап между традиционными сетями GSM и сетями 3-го поколения), что позволяет достаточно быстро загружать медиа-контент из Интернет. Следующим шагом финского гиганта сотовой индустрии стала попытка выхода на совершенно новый для него и фактически монополизированный GameBoy, рынок мобильных игровых приставок. Так появилась идея N-Gage. N-Gage — устройство основанное на платформе Series 60 (фактически, Nokia 7650 в другом корпусе). Полная спецификация N-Gage пока еще не закончена, и, видимо, еще изменится. Но уже понятно (исходя из характеристик Series 60), что это будет устройство с цветным экраном, оно будет иметь фотокамеру (стандартный аксессуар Series 60), схожую по качеству с фотокамерами 7650 и 3650 (камеры в них немного отличаются) с разрешением 640х480 пиксел, слот MMC для хранения конвента, благо, что технология с успехом опробована в модели 3650. Кроме того, Nokia заявила о намерении продавать для N-Gage программы и игры, записанные на "неперезаписываемые" MMC, аналог картриджей для GameBoy. Для создания современных игр с качественным геймплеем необходимо как минимум 6-8 Мбайт оперативной памяти (надо отметить для специалистов, что несмотря на корни Symbian OS и ее происхождение от EPOC32, память в Series 60 делится на память для хранения программ и память для исполнения программ, а не составляет единое целое, как например, в КПК Psion). Внешне N-Gage очень похож на GameBoy, устройство имеет иметь форм-фактор "мобильного игрового терминала" (судя по органам управления, прототип — GameBoy Advance, впрочем, назначение обязывает; в этом плане несомненно N-Gage много удобнее своих предшественников, сотовых телефонов и геймеры оценят ее по достоинству). Ну и конечно, N-Gage останется телефоном с поддержкой всех основных современных технологий сотовой связи CSD/HSD/GPRS, MSS, WAP, OTA, с Bluetooth (это кстати одна из наиболее аппетитных фишек N-Gage, поскольку позволяет организовывать совместную игру нескольких пользователей, не тратясь на оплату услуг сотовой связи). Написав, призадумался, как же это уместится в обещанную цену — Nokia сулит 300-350 долларов США. Хотя цифры очень "предварительны", но если такой «агрегат» будет стоить дороже, ему будет очень трудно конкурировать с GameBoy с его ценой менее 100 долл. (да и сам GameBoy тоже на месте не стоит, уже швейные даже машинки осваивает, вполне возможно доберется и до телефонов... например, вполне возможен альянс с SonyEricsson, которая тоже имеет свой интерес и отработанные технологии на сотовом рынке, а вот игрового терминала не имеет). С точки зрения создания контента, перспективы N-Gage также не плохи. О поддержки данной платформы уже заявили крупнейшие игроки рынка электронных развлечений. Так что качественные игры нам гарантированы. Причем, не стоит забывать что Series 60 открытая платформа, разработка под нее — не такое и сложное дело, каждый желающий может создавать и распространять собственные продукты для нее, а это очевидный плюс по сравнению с тем же GameBoy. Тем паче, что сегодня уже не появились и развились сервисы по продаже, продвижению и поддержке программного обеспечения для сотовых телефонов вообще и для Nokia Series 60 в частности, средства разработки доступны, все больше появляется печатной документации и информации о Series 60. И — это всегда важно для разработчика ПО — стоит помнить, что основным бизнесом Nokia пока остается производство сотовых телефонов и нет оснований полагать что в ближайшее время эта ситуация изменится, так что монополизации рынка ПО для Series 60 вообще и для N-Gage, в частности, не предвидится. И последний фактор, который позволяет с оптимизмом смотреть на будущее данной платформы — ее лицензировали все крупнейшие производители сотовых телефонов, поддерживает Sega. Я лично верю в успех N-Gage и думаю, что скоро мы станем свидетелями нового этапа схватки платформ Symbian и Microsoft — на этот раз на рынке мобильных игр. |
|
Все права (c) SmartGSM |