Откуда есть пошла N-Gage или игры с телефонами
|
Одним из основных событий конца прошлого года на рынке мобильных игр стало оглашение планов Nokia по выходу на рынок мобильных игровых консолей.
Надо сказать, что весь 2002 год, фирма Nokia представляла продукты сочетающие в себе как функции традиционного сотового телефона так и расширенные функции, позволяющие устанавливать дополнительное программное обеспечение, в частности игры и тем самым расширить сферу применения и использования данных устройств. В этом же году Nokia ввела в обиход понятие Series (серия) и объявила, что в последующем все ее продукты будут относится к какой-то определенной серии. Деление на серии было и до этого, но в 2002 году оно стало носить официальный характер и основной чертой нового деления стало совпадение основных параметров и возможностей аппаратов принадлежащих к той или другой серии (размеры аппарата, поддерживаемые функции, размер и цветность экрана, последнее в первую очередь). Nokia выделила четыре основных серии:
Как видно, деление на серии происходит по размеру экрана, так у начальной модели 3410 и Hi-End 8910i, он одинаков и они отнесены к одной серии. Еще одним революционным нововведением 2002 года стало повсеместная поддержка J2ME (варианта широко распространенного языка Javа для мобильных устройств). Все модели выпускавшиеся и анонсированные в 2002 году имели поддержку данной технологии. Унификация интерфейса и внедрение языка Java на своих сотовых телефонах позволила фирме Nokia создать благодатную среду для независимых разработчиков программного обеспечения, в первую очередь игр, ориентированных на продукцию финского концерна (свободно скачать средства разработки приложений для сотовых телефонов Nokia и влиться в ряды независимых разработчиков может каждый желающий на www.forum.nokia.com). В короткое время, фактически за вторую половину прошлого года, игровой контент для сотовых телефонов (в частности созданного самой Nokia, но, в силу открытости стандартов Java, и для других платформ поддерживающих его) в изобилии появился на Интернет-площадках, специализирующихся на продаже программного обеспечения, в частности для мобильных устройств (www.handango.com, www.my-communcator.com, и т. д.). Две серии сотовых телефонов, из тех, что бы ли перечислены выше, 60 и 80, основаны на операционной системе Symbian (www.symbian.com), и позволяют создавать не только программы на J2ME (для Series 80 также предусмотрена поддержка упрощенного варианта стандартной редакции Java, PersonalJava), но и, специально разработанных под данные модели, программы на языках С, С++, Assembler, что превращает сотовый телефон в подобие ПК в кармане и позволяет использовать аппарат с максимальной эффективностью. Традиционно, платформа Series 80 (это, например, Nokia 9210 Communicator) ориентирована на бизнес-сектор, имела более удобный для бизнес-приложений интерфейс (прежде всего, тут надо отметить наличие клавиатур) — но относительно невысокую производительность, что не ограничивало возможности использовать данный аппарат в игровых целях (хотя и существует достаточно большое количество игр для него, в том числе и нестареющий DOOM). С выходом на рынок в середине лета первой модели на базе Series 60 (Nokia 7650), ситуация кардинальным образом изменилась. Модель получилась очень удачной, быстрой, с простым дружественным интерфейсом, в течении трех месяцев было продано более 3 миллионов штук (для сравнения — общий объем продаж 9210 не превышает 0,5 млн.). Цена на новою модель оказалась не выше цен на hi-end модели "простых" сотовых телефонов, что также не могло не способствовать ее популярности. Разработчики программного обеспечения получили платформу, которая позволяет создавать мобильные приложения и игры, ориентированный на подлинно массовый рынок (чего не могла предложить Nokia 9210). Почувствовав успешность своих начинаний, Nokia резонно предположила, что нужно закрепить успехи и предложить рынку больше устройств основанных на Series 60, при этом, ориентированных на различные сектора рынка. Так появилась ориентированная на молодежь модель 3650 (с поддержкой карт памяти ММС, что упростило хранение и воспроизведения мультимедиа-контента). Надо отметить что аппараты Series 60 поддерживают передачу информации по сети в режиме GPRS, т. н. 2.5G (промежуточный этап между традиционными сетями GSM и сетями 3-го поколения), что позволяет достаточно быстро загружать медиа-контент из Интернет. Следующим шагом финского гиганта сотовой индустрии стала попытка выхода на совершенно новый для него и фактически монополизированный GameBoy, рынок мобильных игровых приставок. Так появилась идея N-Gage. N-Gage — устройство основанное на платформе Series 60 (фактически, Nokia 7650 в другом корпусе). Полная спецификация N-Gage пока еще не закончена, и, видимо, еще изменится. Но уже понятно (исходя из характеристик Series 60), что это будет устройство с цветным экраном, оно будет иметь фотокамеру (стандартный аксессуар Series 60), схожую по качеству с фотокамерами 7650 и 3650 (камеры в них немного отличаются) с разрешением 640х480 пиксел, слот MMC для хранения конвента, благо, что технология с успехом опробована в модели 3650. Кроме того, Nokia заявила о намерении продавать для N-Gage программы и игры, записанные на "неперезаписываемые" MMC, аналог картриджей для GameBoy. Для создания современных игр с качественным геймплеем необходимо как минимум 6-8 Мбайт оперативной памяти (надо отметить для специалистов, что несмотря на корни Symbian OS и ее происхождение от EPOC32, память в Series 60 делится на память для хранения программ и память для исполнения программ, а не составляет единое целое, как например, в КПК Psion). Внешне N-Gage очень похож на GameBoy, устройство имеет иметь форм-фактор "мобильного игрового терминала" (судя по органам управления, прототип — GameBoy Advance, впрочем, назначение обязывает; в этом плане несомненно N-Gage много удобнее своих предшественников, сотовых телефонов и геймеры оценят ее по достоинству). Ну и конечно, N-Gage останется телефоном с поддержкой всех основных современных технологий сотовой связи CSD/HSD/GPRS, MSS, WAP, OTA, с Bluetooth (это кстати одна из наиболее аппетитных фишек N-Gage, поскольку позволяет организовывать совместную игру нескольких пользователей, не тратясь на оплату услуг сотовой связи). Написав, призадумался, как же это уместится в обещанную цену — Nokia сулит 300-350 долларов США. Хотя цифры очень "предварительны", но если такой «агрегат» будет стоить дороже, ему будет очень трудно конкурировать с GameBoy с его ценой менее 100 долл. (да и сам GameBoy тоже на месте не стоит, уже швейные даже машинки осваивает, вполне возможно доберется и до телефонов... например, вполне возможен альянс с SonyEricsson, которая тоже имеет свой интерес и отработанные технологии на сотовом рынке, а вот игрового терминала не имеет). С точки зрения создания контента, перспективы N-Gage также не плохи. О поддержки данной платформы уже заявили крупнейшие игроки рынка электронных развлечений. Так что качественные игры нам гарантированы. Причем, не стоит забывать что Series 60 открытая платформа, разработка под нее — не такое и сложное дело, каждый желающий может создавать и распространять собственные продукты для нее, а это очевидный плюс по сравнению с тем же GameBoy. Тем паче, что сегодня уже не появились и развились сервисы по продаже, продвижению и поддержке программного обеспечения для сотовых телефонов вообще и для Nokia Series 60 в частности, средства разработки доступны, все больше появляется печатной документации и информации о Series 60. И — это всегда важно для разработчика ПО — стоит помнить, что основным бизнесом Nokia пока остается производство сотовых телефонов и нет оснований полагать что в ближайшее время эта ситуация изменится, так что монополизации рынка ПО для Series 60 вообще и для N-Gage, в частности, не предвидится. И последний фактор, который позволяет с оптимизмом смотреть на будущее данной платформы — ее лицензировали все крупнейшие производители сотовых телефонов, поддерживает Sega. Я лично верю в успех N-Gage и думаю, что скоро мы станем свидетелями нового этапа схватки платформ Symbian и Microsoft — на этот раз на рынке мобильных игр. |
|
Все права (c) SmartGSM |